Специальность «Вокальное искусство» (колледж)
Специальность 53.02.04 «Вокальное искусство»,
Квалификация выпускника — артист-вокалист; преподаватель
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования — Классификатора специальностей среднего профессионального образования».
Срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения 3 года 10 месяцев как на базе основного общего образования, так и на базе среднего (полного) общего образования.
Теоретическое обучение – дисциплины федерального компонента – включает общегуманитарные и социально-экономические дисциплины. Обязательными являются: основы философии, основы экономики, социологии, политологии, основы права, русский язык и культура речи, социальная психология, иностранный язык, физическая культура. Также установлены дисциплины по выбору студента.
Общепрофессиональные дисциплины представлены в виде историко-теоретических курсов: музыкальная литература, сольфеджио, музыкальная грамота, элементарная теория музыки, гармония, анализ музыкальных произведений, музыкальная информатика, безопасность жизнедеятельности.
Специальные дисциплины предполагают индивидуальные занятия по классам: сольное пение, вокальный ансамбль, основы сценической речи, фортепиано.
Дисциплины специализации способствуют закреплению и творческому развитию навыков хорового и ансамблевого исполнения, формированию опыта сценического поведения и актёрского мастерства. Среди дисциплин этого компонента: хоровой класс, хоровое сольфеджио, танец, мастерство актёра, сценическая подготовка, ансамблевая подготовка, исполнительская подготовка.
Кроме того, студент имеет возможность выбора дополнительных дисциплин.
Студенты, поступившие в колледж на базе основного общего образования, имеют возможность получить полное среднее образование, что обеспечивается выполнением в рамках учебного процесса базовой федеральной программы
Профессиональная практика
В процессе профессиональной практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести навыки и умения по всем видам профессиональной деятельности.
Профессиональная практика включает в себя концертную и преддипломную практики. Все виды практики проводятся параллельно теоретическому обучению, рассредоточенному по всему периоду обучения, и распространяется на каникулярное время.
Концертная практика включает выступления на академических вечерах и в концертах, участие в конкурсах, фестивалях, различных творческих проектах.
Практическому освоению вокально-исполнительской специальности особенно способствует деятельность в ГБПОУ г.Москвы «Колледж музыкально-театрального искусства имени Г.П.Вишневской» молодёжного музыкального театра, который является воплощением идеи реализации творческого потенциала студентов на всех этапах их профессионального становления.
Театр подразделяется на две основные группы: младшую и старшую. В младшей имеют возможность выступать учащиеся, начиная с 3- 4 классов начальной школы. Детские музыкально-театральные постановки дают уникальную возможность раскрыть исполнительский потенциал ребёнка во всей его полноте и многогранности, способствуют осмысленности обучения, знания и навыки которого реализуются в конкретном полноценном творческом процессе.
Старшая группа состоит в основном из студентов колледжа. Однако в ней могут быть задействованы наиболее одарённые учащиеся основной школы. Творческие задачи музыкального театра старшего звена направлены на формирование профессиональных вокально-драматических навыков и умений, в результате которых студент способен воплотить музыкально-исполнительскими средствами художественные идеи классического оперного искусства.
Молодёжный музыкальный театр – как вид практической деятельности на ступенях начального, основного общего и среднего специального образования – синтезирует образовательный процесс по вертикали и горизонтали. Разновозрастной состав его участников позволяет не только реализовать этапные творческие достижения каждого отдельного исполнителя, но и быть свидетелем перспективы раскрытия художественного потенциала в будущем в лице студентов старших курсов колледжа.
Выпускники отделения могут работать в качестве артистов хора и ансамбля в театрах, академических хорах.
Одним из подразделений колледжа, обеспечивающих осуществление профессиональной исполнительской практики, является также Концертный хор студентов 1-4 курсов
Выездные мероприятия
Выездные мероприятия являются неотъемлемой частью общего образовательного процесса. Они органично включаются в сферу исполнительской практики и требуют большой профессиональной ответственности как от учащихся и студентов, так и от преподавателей, поскольку формируют представление об образовательной культуре колледжа за его пределами.
Выступления на самых престижных сценах Москвы, участие в специальных государственных концертных мероприятиях, международные фестивальные проекты и гастроли за рубежом раскрывают новые грани молодёжного музыкального театра как самодостаточного профессионального коллектива, обладающего особым творческим почерком и востребованного современной концертной жизнью.
Учитывая несовершеннолетний возраст многих из участников молодежного музыкального театра, все выездные мероприятия согласовываются с родителями учащихся и студентов и осуществляются при непосредственном контроле ответственных за их проведение преподавателей. Выездной состав проходит обязательное инструктирование по технике безопасности перед каждым выездным мероприятием.
Трудоустройство выпускников
Согласно квалификационной характеристике, выпускники ГБПОУ г.Москвы «Колледж музыкально-театрального искусства имени Г.П.Вишневской» могут работать артистами хора и ансамбля в профессиональных и самодеятельных театральных и концертных организациях, музыкальных коллективах, кружках и студиях.
Свидетельством о профессиональной компетенции выпускника является диплом об окончании колледжа с присвоением указанных выше квалификаций.
Учитывая большую конкуренцию между специалистами подобной квалификации на рынке труда, преподавательский состав и администрация колледжа оказывают всевозможную поддержку выпускникам в трудоустройстве.
Самым успешным из учащихся предоставляется возможность реализовывать свой творческий потенциал в качестве приглашённых солистов в молодёжном музыкальном театре. Кроме того, некоторые из них продолжают свою профессиональную деятельность как преподаватели колледжа.
Заинтересованность администрации в подобной исполнительской и педагогической преемственности кадров, естественном притоке молодых специалистов в сферу образования – одно из важнейших направлений осуществления государственной программы по трудоустройству молодых специалистов, осуществляемое руководством колледжа.
Профориентационная работа
Профориентационная работа с учащимися и студентами колледжа ведётся на всех уровнях образовательного процесса. Формирование мотивационной сферы учащихся в приобщении к музыкально-театральной культуре осуществляется уже с начальной образовательной ступени.Участие младших школьников в театральной жизни колледжа, их выступления на столичных концертных сценах способствуют росту естественного интереса к вокально-исполнительскому творчеству и становлению представлений об окружающем мире в целостном общекультурном контексте.
Учащиеся ступени основного общего образования принимают ещё более активное участие в деятельности молодёжного музыкального театра. Для этого этапа характерно обращение к классическому оперному наследию, что обусловливает углубленное практическое освоение музыкально-театрального репертуара «изнутри». Многие музыкально-исполнительские навыки в этот период переходят из стадии эмоционально-спонтанных действий в сферу осмысленной вокально-сценической деятельности. Дополнительные культурно-просветительские мероприятия, организуемые в рамках внеклассной работы, также направлены на стимулирование интереса к музыкально-художественной деятельности. Ступень основного общего образования является определяющей в выборе будущей профессии, именно поэтому ей уделяется особое внимание в процессе профессиональной ориентации учащихся.
Профориентационная работа на ступени среднего специального образования имеет три важнейших направления:
- создание условий для профессионального становления студента как гармоничной личности – носителя высоких культурных и нравственных ценностей современного общества;
- осмысленного включения студента в общехудожественный созидательный процесс, подготовка к адаптации в профессиональной музыкально-театральной среде;
- профессиональная ориентация выпускников к освоению образовательной программы высшей ступени.
Выпускник, освоивший основную профессиональную программу среднего профессионального образования повышенного уровня по специальности 53.02.04 «Вокальное искусство», подготовлен:
— к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;
— к освоению родственной основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего профиля.
Платные услуги
На отделении оказываются платные образовательные услуги. Действуют платные курсы для поступающих в колледж абитуриентов.
Также на основании письменного заявления родителей или совершеннолетнего студента рассматривается возможность платных дополнительных занятий по интересующей дисциплине. Решение принимается заведующим отделением на основании успеваемости учащегося (студента). В случае положительного резюме, заведующий отделением обеспечивает выполнение оказания платных услуг согласно установленным нормам.